Финансово-хозяйственная деятельность
Финансово-хозяйственная деятельность казенного образовательного учреждения. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок создания казенных учреждений и организацию их деятельности, является ГК РФ (ст. ст. 56, 61, 63, 65, 113, 115, 296 и 297), а также Федеральный закон от 01.01.2001 N 161-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О государственных и муниципальных унитарных учреждениях". Возможности создания казенных учреждений строго ограничены. Так, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано только в случае, если: преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимо использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, обеспечивающего безопасность Российской Федерации, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализацию иных стратегических интересов Российской Федерации; требуется осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; разрабатываются и производятся отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимо производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимо осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; осуществляется деятельность, предусмотренная федеральными законами исключительно для казенных учреждений. Организационно-правовая форма казенного учреждения должна быть однозначно указана в его уставе. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ полное фирменное наименование казенного учреждения на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устав казенного учреждения кроме прочих обязательных для унитарных учреждений сведений должен содержать информацию о порядке распределения и использования доходов казенного учреждения. Поскольку по обязательствам казенного учреждения в конечном счете отвечает его учредитель, уставный капитал в данном предприятии не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовать, сдавать в аренду, списывать и т. п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т. е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства). Деятельность казенного учреждения определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного учреждения программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг): объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом; лимит численности работников; объем средств, выделяемых из бюджета учредителя учреждения, и условия их предоставления; мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного учреждения; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации развития казенного учреждения, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия. Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества казенного учреждения помимо общих полномочий учредителя унитарного учреждения вправе: изымать у казенного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного учреждения обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного учреждения. Таким образом, правомочия казенного учреждения в части использования имущества, поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а также распоряжения доходами от осуществления коммерческой деятельности крайне ограниченны. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ порядок распределения доходов казенного учреждения определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. В других случаях соответствующие органы власти могут изъять не использованные в течение года суммы полученных казенным предприятием доходов лишь частично либо учесть не использованный на конец года остаток средств в виде дополнительных источников формирования фондов казенного учреждения в смете следующего года. Характер коммерческой деятельности казенного учреждения (в том числе его ограниченную самостоятельность при выборе заказчиков товаров, работ и услуг, а также в использовании имущества и коммерческих доходов) обусловливает необходимость погашения убытков такого типа организаций за счет получаемого от учредителя целевого (как правило, бюджетного) финансирования. Целевой характер использования получаемых предприятием бюджетных средств контролируется средстводателем в рамках структуры кодов экономической классификации расходов бюджета (ЭКР), определенной Федеральным законом от 01.01.2001 N 115-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2001) "О бюджетной классификации Российской Федерации", что требует организации на казенном предприятии аналитического учета в рамках структуры кодов ЭКР. Поскольку само казенное предприятие не самостоятельно в использовании получаемых им доходов, распределение указанных доходов на финансирование целевых программ казенного учреждения должно быть регламентировано в его уставе в виде положений о создании и использовании различных фондов, включающих порядок формирования фондов (с определением долей отчисления в них средств доходов от осуществляемой предприятием коммерческой деятельности, а также за счет получаемого предприятием целевого финансирования). Целевой характер использования казенным предприятием заработанных средств в рамках сформированных фондов определяется утверждаемой учредителем учреждения сметой доходов и расходов. Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете детализированы по источникам их финансирования, по созданным в учреждении в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств.
Финансово-хозяйственная деятельность казенного образовательного учреждения. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок создания казенных учреждений и организацию их деятельности, является ГК РФ (ст. ст. 56, 61, 63, 65, 113, 115, 296 и 297), а также Федеральный закон от 01.01.2001 N 161-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О государственных и муниципальных унитарных учреждениях". Возможности создания казенных учреждений строго ограничены. Так, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано только в случае, если: преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимо использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, обеспечивающего безопасность Российской Федерации, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализацию иных стратегических интересов Российской Федерации; требуется осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; разрабатываются и производятся отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимо производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимо осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; осуществляется деятельность, предусмотренная федеральными законами исключительно для казенных учреждений. Организационно-правовая форма казенного учреждения должна быть однозначно указана в его уставе. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ полное фирменное наименование казенного учреждения на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устав казенного учреждения кроме прочих обязательных для унитарных учреждений сведений должен содержать информацию о порядке распределения и использования доходов казенного учреждения. Поскольку по обязательствам казенного учреждения в конечном счете отвечает его учредитель, уставный капитал в данном предприятии не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовать, сдавать в аренду, списывать и т. п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т. е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства). Деятельность казенного учреждения определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного учреждения программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг): объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом; лимит численности работников; объем средств, выделяемых из бюджета учредителя учреждения, и условия их предоставления; мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного учреждения; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации развития казенного учреждения, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия. Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества казенного учреждения помимо общих полномочий учредителя унитарного учреждения вправе: изымать у казенного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного учреждения обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного учреждения. Таким образом, правомочия казенного учреждения в части использования имущества, поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а также распоряжения доходами от осуществления коммерческой деятельности крайне ограниченны. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ порядок распределения доходов казенного учреждения определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. В других случаях соответствующие органы власти могут изъять не использованные в течение года суммы полученных казенным предприятием доходов лишь частично либо учесть не использованный на конец года остаток средств в виде дополнительных источников формирования фондов казенного учреждения в смете следующего года. Характер коммерческой деятельности казенного учреждения (в том числе его ограниченную самостоятельность при выборе заказчиков товаров, работ и услуг, а также в использовании имущества и коммерческих доходов) обусловливает необходимость погашения убытков такого типа организаций за счет получаемого от учредителя целевого (как правило, бюджетного) финансирования. Целевой характер использования получаемых предприятием бюджетных средств контролируется средстводателем в рамках структуры кодов экономической классификации расходов бюджета (ЭКР), определенной Федеральным законом от 01.01.2001 N 115-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2001) "О бюджетной классификации Российской Федерации", что требует организации на казенном предприятии аналитического учета в рамках структуры кодов ЭКР. Поскольку само казенное предприятие не самостоятельно в использовании получаемых им доходов, распределение указанных доходов на финансирование целевых программ казенного учреждения должно быть регламентировано в его уставе в виде положений о создании и использовании различных фондов, включающих порядок формирования фондов (с определением долей отчисления в них средств доходов от осуществляемой предприятием коммерческой деятельности, а также за счет получаемого предприятием целевого финансирования). Целевой характер использования казенным предприятием заработанных средств в рамках сформированных фондов определяется утверждаемой учредителем учреждения сметой доходов и расходов. Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете детализированы по источникам их финансирования, по созданным в учреждении в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств.
Финансово-хозяйственная деятельность казенного образовательного учреждения. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок создания казенных учреждений и организацию их деятельности, является ГК РФ (ст. ст. 56, 61, 63, 65, 113, 115, 296 и 297), а также Федеральный закон от 01.01.2001 N 161-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О государственных и муниципальных унитарных учреждениях". Возможности создания казенных учреждений строго ограничены. Так, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано только в случае, если: преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимо использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, обеспечивающего безопасность Российской Федерации, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализацию иных стратегических интересов Российской Федерации; требуется осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; разрабатываются и производятся отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимо производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимо осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; осуществляется деятельность, предусмотренная федеральными законами исключительно для казенных учреждений. Организационно-правовая форма казенного учреждения должна быть однозначно указана в его уставе. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ полное фирменное наименование казенного учреждения на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устав казенного учреждения кроме прочих обязательных для унитарных учреждений сведений должен содержать информацию о порядке распределения и использования доходов казенного учреждения. Поскольку по обязательствам казенного учреждения в конечном счете отвечает его учредитель, уставный капитал в данном предприятии не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовать, сдавать в аренду, списывать и т. п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т. е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства). Деятельность казенного учреждения определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного учреждения программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг): объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом; лимит численности работников; объем средств, выделяемых из бюджета учредителя учреждения, и условия их предоставления; мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного учреждения; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации развития казенного учреждения, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия. Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества казенного учреждения помимо общих полномочий учредителя унитарного учреждения вправе: изымать у казенного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного учреждения обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного учреждения. Таким образом, правомочия казенного учреждения в части использования имущества, поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а также распоряжения доходами от осуществления коммерческой деятельности крайне ограниченны. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ порядок распределения доходов казенного учреждения определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. В других случаях соответствующие органы власти могут изъять не использованные в течение года суммы полученных казенным предприятием доходов лишь частично либо учесть не использованный на конец года остаток средств в виде дополнительных источников формирования фондов казенного учреждения в смете следующего года. Характер коммерческой деятельности казенного учреждения (в том числе его ограниченную самостоятельность при выборе заказчиков товаров, работ и услуг, а также в использовании имущества и коммерческих доходов) обусловливает необходимость погашения убытков такого типа организаций за счет получаемого от учредителя целевого (как правило, бюджетного) финансирования. Целевой характер использования получаемых предприятием бюджетных средств контролируется средстводателем в рамках структуры кодов экономической классификации расходов бюджета (ЭКР), определенной Федеральным законом от 01.01.2001 N 115-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2001) "О бюджетной классификации Российской Федерации", что требует организации на казенном предприятии аналитического учета в рамках структуры кодов ЭКР. Поскольку само казенное предприятие не самостоятельно в использовании получаемых им доходов, распределение указанных доходов на финансирование целевых программ казенного учреждения должно быть регламентировано в его уставе в виде положений о создании и использовании различных фондов, включающих порядок формирования фондов (с определением долей отчисления в них средств доходов от осуществляемой предприятием коммерческой деятельности, а также за счет получаемого предприятием целевого финансирования). Целевой характер использования казенным предприятием заработанных средств в рамках сформированных фондов определяется утверждаемой учредителем учреждения сметой доходов и расходов. Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете детализированы по источникам их финансирования, по созданным в учреждении в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств.