Приложение № 1
к приказу Министерства образования и науки
Республики Дагестан
от «___»_________2016г. № __________
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций (далее Порядок), регулирует процедуру аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан, в соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, №53, ст.7598; 2013, №19, ст.2326; №23, ст. 2878; №27, ст. 3462; №30.ю ст.4036; 348, ст. 6165; 2014, №6, ст. 562, ст.566) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
2. Настоящий Порядок определяет процесс организации, правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и иных образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) - в целях установления квалификационной категории.
3. Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).
II. Цели и задачи аттестации педагогических работников
2.1.Целью аттестации педагогических работников является определение соответствия педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан по реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, занимаемым ими должностям, установление первой или высшей квалификационной категории.
2.2. Основными задачами проведения аттестации являются:
· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
· повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
· выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
· учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
· обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории.
2.3. Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
III. Аттестация педагогических работников в целях
подтверждения соответствия занимаемой должности
2.1. Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее - аттестационная комиссия организации).
2.2. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
2.3. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
2.4. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.
2.5. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
2.6. Для проведения аттестации работодатель составляет для аттестационной комиссии организации представление на каждого педагогического работника.
2.7. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) наименование должности на время проведения аттестации;
в) дата заключения по этой должности трудового договора;
г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств аттестуемого, результатов его профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на педагогического работника трудовым договором.
2.8. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период предыдущей аттестации (при первичной аттестации – со времени поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
2.9. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
2.10. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
2.11. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
· соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
· не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
2.12. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
2.13. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
2.14. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
2.15. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
2.16. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокол в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
2.17. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.18. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствующие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
2.19. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренная подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее, чем через год после их выхода на работу.
2.20. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
IV. Аттестация педагогических работников в целях
установления квалификационной категории
3.1.Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
3.2. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
3.3. Аттестация педагогических работников муниципальных и частных организаций, находящихся в ведении Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, осуществляется аттестационной комиссией, формируемой Министерством образования и науки Республики Дагестан как органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.4. При формировании аттестационной комиссии определяются ее состав, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. В состав аттестационной комиссии включается представитель соответствующего профессионального союза.
3.5. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
3.6. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
3.7. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
3.8. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
3.9. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
3.10. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
3.11.Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
3.12. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
3.13. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
· стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
· стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 5;
· выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
· личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
3.14. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
· достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
· достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 5;
· выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
· личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
· активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
3.16. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 3.13 и 3.14 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
3.17. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
· установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
· отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
3.18. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов присутствующих на заседании аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
3.19. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
3.20. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
3.22. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
3.23. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
3.24. На основании решений аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников Министерство образования и науки Республики Дагестан издает распорядительный акт (приказ) об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальном сайте в сети «Интернет».
3.25. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.26. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
*****
1 Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; №23, ст. 2878; №27, ст. 3462; №30, ст. 4036; №48, ст. 6165; 2014, №6, ст. 562, ст. 566).
2. Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; №23, ст. 2878; №27, ст. 3462; №30, ст. 4036; №48, ст. 6165; 2014, №6, ст. 562, ст. 566).
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240).
4. Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; 23, ст. 2878; №27, ст. 3462; №30, ст. 4036; №48, ст. 6165; 2014, №6, ст. 562, ст. 566).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №33, ст. 4378).
Приложение № 2
к приказу Министерства образования и науки
Республики Дагестан
от «___»_________2016г. № ______
Регламент работы
Главной аттестационной комиссии по проведению процедуры
аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность на территории Республики Дагестан
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент определяет цели, порядок формирования и деятельность Главной аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Дагестан по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан, на первую и высшую квалификационные категории (далее - Комиссия) в соответствии с пунктом 26 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.
1.2. Комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым приказом по Министерству образования и науки Республики Дагестан и осуществляющим деятельность на основании настоящего Регламента.
1.3. Основной целью работы Комиссии является установление квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющим образовательную деятельность на территории Республики Дагестан по реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, с соблюдением основных принципов аттестации.
1.4. Деятельность Комиссии основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, открытости и гласности, законности и ответственности, объективном отношении к педагогическим работникам, изучении и учете общественного мнения.
1.5. Права и обязанности членов Комиссии определены настоящим Регламентом.
II. Порядок формирования Комиссии
2.1. Комиссия формируется в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 25 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования.
2.2. Комиссия включает председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии.
2.3. Комиссия формируется из числа представителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении государственных образовательных организаций Республики Дагестан, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных организаций. В состав комиссии в обязательном порядке входит представитель соответствующего профессионального союза.
2.4. При необходимости в состав Комиссии могут быть включены и другие специалисты. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан.
2.5. Руководство Комиссией осуществляет председатель. При отсутствии председателя работу Комиссии возглавляет заместитель председателя или назначенное им лицо.
2.6. Изменения, дополнения по составу Комиссии вносятся приказом по Министерству образования и науки Республики Дагестан.
2.7. График работы Комиссии утверждается ежегодно приказом по Министерству образования и науки Республики Дагестан.
2.8. Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника и подготовки соответствующего заключения создаются экспертные группы из специалистов соответствующих педагогических направлений.
2.9. Состав экспертных групп для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.
2.10. Персональный состав экспертных групп для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника ежегодно утверждается приказом по Министерству образования и науки РД.
III. Функции членов Комиссии
3.1. Председатель (заместители председателя) Комиссии руководит деятельностью Комиссии, утверждает рабочую документацию, распределяет обязанности между членами Комиссии, определяет график заседаний, проводит заседания Комиссии, контролирует исполнение решений Комиссии, подписывает протоколы заседаний Комиссии, согласовывает проект приказа и представляет его на подписание, несет ответственность за работу Комиссии.
3.2. Секретарь Комиссии готовит проект приказа Министерства образования и науки Республики Дагестан, сообщает членам Комиссии о дате и повестке дня её заседания, информирует заявителей о решении Комиссии, ведет протокол заседания Комиссии, формирует график проведения процедуры аттестации, информирует о сроках проведения аттестации педагогического работника (с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, и посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет), подписывает выписки из приказов Министерства образования и науки Республики Дагестан.
3.3. Члены Комиссии участвуют в работе Комиссии в своё основное рабочее время без дополнительной оплаты, принимают решение в соответствии с действующим законодательством, участвуют в мероприятиях, связанных с вопросами аттестации, вносят предложения по регламенту работы Комиссии (по периодичности заседаний, по процедуре принятия решений), обеспечивают объективность принятия решений в пределах компетенции, соблюдают конфиденциальность, вносят предложения по созыву внеочередного заседания Комиссии.
IY. Деятельность Комиссии
4.1. Заседания Комиссии проводятся в течение всего календарного года не реже одного раза в месяц в соответствии с графиком, утвержденным приказом по Министерству образования и науки Республики Дагестан.
4.2. Проведение аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационной категории занимаемым ими должности, инициируется непосредственно педагогическими работниками, желающими пройти аттестацию, путем подачи заявления в Комиссию. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются Комиссией в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: определяется конкретный срок проведения аттестации для педагогического работника с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
4.3. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия Комиссией решения составляет не более 60 календарных дней.
4.4. Процедура аттестации педагогического работника для установления квалификационной категории предполагает всесторонний анализ профессиональной деятельности, осуществляемый привлекаемыми Комиссией специалистами - экспертами на основании портфолио, формируемого педагогическим работником по его усмотрению.
4.5. Организационное, методическое и техническое сопровождение процедуры оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в течение одного дня непосредственно уполномоченной организацией.
4.6. Заявление на имя председателя Комиссии подаётся лично аттестуемым либо направляется по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу Zayavlenie 05@yandex.ru (в сканированном виде с последующим представлением оригинала).
4.7. Педагогический работник вместе с заявлением представляет в Комиссию (ответственному секретарю) пакет документов (копию паспорта; копию удостоверения о прохождении повышения квалификации; копию аттестационного листа; аналитическую справку, заверенную руководителем образовательного учреждения) и портфолио.
4.8. Аналитическая справка содержит:
· сведения об аттестуемом педагогическом работнике (фамилия имя и отчество; год рождения, занимаемая должность на момент аттестации; дата заключения трудового договора по должности);
· сведения об уровне образования, квалификации по специальности и направлению подготовки педагогического работника;
· информацию о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности;
· результаты прохождения предыдущих аттестаций (в случае прохождения);
· объективную и мотивированную оценку профессиональных и личностных качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника.
4.9. Педагогический работник вправе составить информационную справку, в которой приведены дополнительные сведения, характеризующие его позитивные результаты в профессиональной деятельности, а также личные достижения.
4.10. Комиссия рассматривает заявление педагогического работника, определяет специалистов-экспертов для всестороннего анализа профессиональной деятельности, согласовывает график аттестации.
4.11. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан по основным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного и профессионального образования включает всестороннюю оценку профессиональной компетентности.
4.12. Оценка профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности работника осуществляется специалистами-экспертами на основе всестороннего анализ профессиональной деятельности педагогических работников (приложение № 5).
4.13. В ходе всестороннего анализа профессиональной компетентности и результативности деятельности проводиться экспертиза представленных аттестуемым документов по критериям, установленным пунктами 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014г. № 276.
4.14. Профессиональная компетентность педагогического работника оценивается на соответствие квалификационным требованиям по должности.
4.15. В результате всестороннего анализа формируется экспертное заключение, представляемое на рассмотрение Аттестационной комиссии. Педагогический работник вправе ознакомиться с экспертным заключением.
4.16. Пересмотр результатов аттестации допускается при наличии обоснованных причин по заявлению аттестуемого. Повторное прохождение педагогическим работником аттестации допускается по решению Комиссии при наличии уважительной причины.
4.17. Заседание Комиссии может проходить с использованием голосования через электронную систему организации. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого педагогического работника.
4.18. Заседание Комиссии считается правомочным, если в голосовании принимают участие не менее двух третей ее членов. При аттестации работника, являющегося членом Комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.
4.20. По результатам аттестации Комиссия принимает одно из решений:
· установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
· отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику, отказывается в установлении квалификационной категории).
V. Порядок привлечения специалистов – экспертов для
осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников
5.1. Для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников Министерство привлекает специалистов - экспертов.
5.2. Требования к привлеченным специалистам - экспертам:
- знание документов федерального и регионального уровней, регламентирующих процедуру аттестации;
- наличие высшего образования и опыта работы в образовательных и (или) научных организациях; общая продолжительность работы эксперта в указанных организациях должна составлять не менее трех лет;
- умение анализировать содержание материалов, подтверждающих результативность профессиональной деятельности педагогических работников, с целью установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей);
- умение документально оформлять результаты всестороннего анализа представленных материалов педагогических работников, готовить экспертное заключение в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;
- участие в работе семинаров (совещаний) для экспертов, проводимых Министерством.
5.3. Экспертные группы формируются из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций профессионального и дополнительного образования; руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
5.4. Привлеченные эксперты, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы, объединяются в экспертные группы для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников по конкретной должности.
5.5. Количество, персональный состав, руководители экспертных групп ежегодно утверждаются приказом Министерства образования и науки РД.
5.6. Основные принципы деятельности экспертов: объективность, компетентность, конфиденциальность, соблюдение норм профессиональной этики.
5.7. Численность специалистов определяется объемом работы.
5.8. Группа экспертов состоит из руководителя и членов группы.
5.9. Руководитель группы:
- проводит инструктаж специалистов (экспертов);
- организует всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников (далее – анализ);
- несет ответственность за объективность и качество проведённого анализа;
- обобщает результаты анализа;
- оформляет заключение по результатам анализа;
- передает заключение по результатам анализа в Главную аттестационную комиссию.
5.10. Члены группы (эксперты):
- осуществляют анализ профессиональной деятельности педагогических работников;
- участвуют в составлении заключения по результатам анализа;
- оформляют особое мнение в случае разногласий в результатах анализа.
5.11. Специалисты (эксперты) осуществляют свою деятельность в соответствии с графиком аттестации.
5.12. Специалисты, привлекаемые для анализа профессиональной деятельности педагогических работников, должны обосновать соответствие (несоответствие) педагогического работника заявленной категории по результатам качественного, а не количественного анализа результатов его работы.
5.13. При анализе необходим дифференцированный подход в оценке результатов деятельности педагогических работников с учетом специфики организаций, в которых они работают.
5.14. Всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестуемого проводят не менее трех экспертов.
5.15. Принятие решения о результатах анализа специалисты проводят путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 50% экспертов. Особое мнение специалистов прилагается к заключению.
5.16. Заключение по результатам анализа подписывается руководителем и членами группы специалистов и представляется в Главную аттестационную комиссию.
5.17. Установление прямых контактов руководителя экспертной группы, экспертов с педагогическими работниками, материалы которых они в данный момент рассматривают, категорически запрещено.
5.18. Для исключения конфликта интересов эксперт не имеет права проводить экспертизу собственных материалов, в условиях совместительства.
5.19. Руководитель экспертной группы, эксперты ежемесячно сдают отчеты о проделанной работе, экспертные заключения секретарю Главной аттестационной комиссии.
5.20. Представители Главной аттестационной комиссии принимают участие в работе экспертных групп.
5.21. Члены Главной аттестационной комиссии с привлечением экспертов могут с выехать в образовательную организацию с целью перепроверки объективности представленных аттестуемым документов.
VI. Реализация решений Комиссии
6.1.На основании решения Комиссии Министерство образования и науки Республики Дагестан издаёт приказ об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории с указанием должности.
6.2. Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан, содержит следующую информацию: фамилия, имя и отчество аттестованного, место его работы и занимаемая должность, а также информацию об установлении (либо об отказе в установлении) квалификационной категории по должности. Датой установления (отказа в установлении) педагогическому работнику квалификационной категории является дата принятия решения Комиссией.
ПОРЯДОК
всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории
Республики Дагестан
I. Общие положения
1.1.Настоящий Порядок определяет последовательность и условия проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан (далее – всесторонний анализ).
1.2.Всесторонний анализ осуществляется специалистами, привлекаемыми Главной аттестационной комиссией Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее – Комиссия).
1.3.Всесторонний анализ является составной частью процедуры аттестации педагогических работников по установлению квалификационной категории и направлен на изучение уровня их профессиональной деятельности.
1.4.Деятельность специалистов-экспертов регламентируется действующим законодательством и настоящим Порядком.
II. Цель и задача всестороннего анализа
2.1.Целью всестороннего анализа выступает изучение результатов практической профессиональной деятельности педагогических работников по утвержденным критериям и показателям.
2.2. В соответствии с целью задачами всестороннего анализа являются:
· изучение опыта профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников;
· определение реальных достижений аттестуемых в профессиональной деятельности по результатам их участия в методических объединениях, конференциях, сессиях, конкурсах и т.д.;
· выявление потенциальных возможностей педагогических работников по качественной подготовке обучающихся на основе результатов участия в олимпиадах, конференциях, сессиях, конкурсах.
III. Формирование групп экспертов
3.1. В рамках проведения аттестации педагогических работников для установления квалификационной категории Комиссия привлекает экспертов для всестороннего анализа профессиональной деятельности и подготовки экспертных заключений.
3.2. Экспертами могут быть представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методических служб, руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию или ученую степень кандидата наук.
3.3. Эксперты должны иметь высшее образование и удостоверение о повышении квалификации по вопросам проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3.4. Формирование группы специалистов-экспертов относится к полномочиям Комиссии. Группы специалистов-экспертов формируются по образовательным областям на весь период аттестации. Экспертная группа состоит из руководителя и её членов в количестве не менее 3-х человек. Члены экспертной группы могут входить в состав Комиссии.
3.5.В состав группы экспертов входят наиболее квалифицированные педагоги-практики, представители науки, методисты, специалисты органов управления образованием, руководители образовательных организаций, представители профсоюзных организаций.
3.6. Работу экспертной группы возглавляет руководитель, который: обеспечивает всесторонний анализ портфолио аттестуемого педагогического работника; распределяет обязанности между специалистами-экспертами группы; организует взаимодействие с администрацией образовательной организации (при необходимости); координирует работу группы; несет ответственность за объективность и качество анализа профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника; проводит итоговое совещание, оформляет экспертное заключение.
3.7.Эксперты имеют право:
· запрашивать необходимые документы и информацию для анализа профессиональной деятельности аттестуемого, в пределах своей компетенции;
· проводить анализ качества обучения, основываясь на результатах единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации выпускников, контрольных работ, тестирования.
3.8. За экспертами сохраняется рабочее место и средняя заработная плата в период участия в процедуре аттестации педагогических работников.
3.9.Контроль за деятельностью экспертов осуществляют руководитель экспертной группы, председатель и заместитель председателя Комиссии в соответствии с регламентом работы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан.
IV. Организация всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников
4.1.Работа специалистов-экспертов осуществляется в соответствии с примерным графиком, устанавливающим сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника. Специалисты-эксперты осуществляют всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника на основании портфолио.
4.2. Ответственный секретарь Комиссии представляет портфолио аттестуемых педагогических работников руководителю экспертной группы для проведения всестороннего анализа.
4.3. Специалисты–эксперты, получив материалы педагогических работников, в срок не более 10 календарных дней осуществляют всесторонний анализ профессиональной деятельности по установленным критериям.
4.4. Изучение и анализ портфолио каждого педагогического работника проводится специалистами-экспертами независимо друг от друга. При проведении всестороннего анализа специалисты-эксперты: отслеживают результаты профессиональной деятельности педагогического работника; доводят до сведения руководителя экспертной группы результаты анализа профессиональной деятельности; участвуют в выработке экспертного мнения; оформляют и подписывают экспертное заключение, при необходимости указывая особое мнение (в случае расхождения экспертных оценок).
4.5. На основании результатов всестороннего анализа группа экспертов формирует заключение:
· о соответствии уровня профессиональной деятельности аттестуемого первой или высшей квалификационной категории (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
· о несоответствии уровня профессиональной деятельности первой/высшей квалификационной категории (указывается должность педагогического работника);
4.6. Экспертное заключение включает обобщённую информацию о результатах работы педагогического работника. Экспертное заключение является документом, на основании которого Комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогического работника.
4.7. Экспертное заключение по оценке профессиональной деятельности педагогического работника для установления квалификационной категории представляется Комиссии в течение 10 дней после начала экспертизы.
4.8. Аттестуемый вправе ознакомиться с экспертным заключением и в случае несогласия обратиться в Комиссию с заявлением о повторной экспертизе его профессиональной деятельности, аргументируя свое решение.
Критерии и показатели
оценки профессиональной деятельности
педагогических работников
Критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников разработаны в соответствии с требованиями пунктов 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276.
Настоящие критерии и показатели применяются при всестороннем анализе профессиональной деятельности педагогического работника за любые 3 года, прошедшие после последней аттестации. Информация предоставляется по всем классам (группам), в которых педагогический работник осуществляет образовательную деятельность.
Перечень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории, прилагаются.
Состав
Главной аттестационной комиссии
Министерства образования и науки Республики Дагестан
1. Шахов Шахабас Курамагомедович – министр образования и науки РД, председатель ГАК.
2. Абрамова Лариса Нисимовна – начальник Управления общего образования Министерства образования и науки РД, заместитель председателя.
3. Амиродинов Магомед Магомедсаидович - председатель Дагестанской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, заместитель председателя.
4. Абдулаев Али Абдулаевич – директор Дагестанского профессионального – педагогического колледжа, председатель Совета директоров профессиональных образовательных организаций РД, член комиссии.
5. Залимханов Зайнудин Магомедович – начальник Управления образования Буйнакского района, член комиссии.
6. Мансуров Тагир Мухтарович – начальник Управления образования г.Махачкала, член комиссии.
7. Рашидов Мурад Рашидович – начальник Управления образования Каякентского района, член комиссии.
8. Эфендиев Эльмир Исаевич – заведующий кафедрой физико-математического образования и ИКТ ДИРО, член комиссии.
9. Шабанова Людмила Юрьевна – начальник Управления образования г.Каспийск, член комиссии.
10. Магомедова Басират Магомедовна – начальник Управления образования Акушинского района, член комиссии.
11.Исабекова Румина Куйбышевна – старший преподаватель ДИРО, секретарь комиссии.
График работы
Главной аттестационной комиссии на 2016/2017 учебный год.
№ п/п |
Месяц аттестации |
Сроки проведения |
№ п/п |
Месяц аттестации |
Сроки проведения |
1 |
сентябрь |
с 19 по 23 |
6 |
февраль |
с 20 по 24 |
2 |
октябрь |
с 24 по 28 |
7 |
март |
с 27 по 31 |
3 |
ноябрь |
с 21 по 25 |
8 |
апрель |
с 24 по 28 |
4 |
декабрь |
с 19 по 23 |
9 |
май |
с 22 по 26 |
5 |
январь |
с 23 по 27 |
10 |
июнь |
с 26 по 30 |